Молодой человек XXI века

(В свете конкурса: «75 –летие Победы: связь поколений»)

С участием членов Комитета ветеранов РБ, в Институте развития образования, совместно с Академий наук РБ, 01.12.2020 года был проведен первый в Республике Методический семинар –в формате Круглого стола.
Участниками семинара были ведущие специалисты, ученые и практики, формирующие общественное сознание в различных областях.Целью данного семинара было: коллективное выяснение и осмысление теоретико-методологических основ определения сущности и содержания современного человека – человека ХХI века для выработки методических рекомендаций по организации и совершенствованию образовательного процесса.
Задачами семинара были определены:
— изучение и осмысление современных нормативно-правовых основ, определяющих социальный портрет современного человека;
— изучение и осмысление методологических основ процесса изменения отношения человека к времени, пространству, движению и самому себе с древнейших времен и до настоящего времени;
— осмысление методологических основ формирования отношения современного человека к региональной, муниципальной и семейной истории и культуре;
— осмысление методологических основ изучения отношения современного человека к труду, учебе и защите Отечества;
— выявление методологических основ психологического портрета современного человека;
— поиск теоретического ответа на вопрос «Чем отличается современный ученик, студент, рабочий, солдат от представителей предыдущих поколений?»
— подготовка рекомендаций для широкого обсуждения на НПК поднятых на семинаре вопросов.
С приветственным словом перед участниками семинара выступил ректор ГАУ ДПО ИРО РБ доктор экономических наук А.В. Янгиров. Он подчеркнул актуальность, научную и образовательную значимость семинара, коротко осветил усилия коллектива института по совершенствованию образовательного процесса в республике, а также поблагодарил всех участников семинара за участие в его работе. Оргкомитет поручил вести семинар его организатору, доктору исторических наук, профессору и академику Академии военных наук М.А. Бикмееву.
С первым докладом «Нормативно-правовые и теоретические основы формирования нового человека – человека ХХI века» выступила Депутат Государственной Думы Российской Федерации, Председатель совета Ассамблеи народов Республики Башкортостан, доктор философских наук, профессор З.Я. Рахматуллина. Она подробно изложила законотворческую деятельность Государственной Думы в русле обсуждаемой на семинаре проблемы. Рассматривая актуальность и социальную значимость семинара,она отметила: «Человек ХХI века, безусловно, — целеустремленный интеллектуал,который умеет и должен уметь мыслить глубоко, креативно и нестандартно, конкурентоспособный и востребованный профессионал в своей области. Более того, он должен успевать за новшествами своей отрасли, даже где-то думать системно, проективно, заглядывая в будущее, и обладать способностью подходить к решению даже одной задачи с различных позиций. Перманентное самообразование, инвестиции в собственное развитие (не только профессиональное, умственное, но и человеческое, духовное и физическое) и самосовершенствование – задача современного человека».
В докладе профессора М.А.Бикмеева «Теоретическо-методологические основы изучения процесса исторического развития человека. Динамика изменения его отношения к времени, пространству, движению и самому себе» были изложены методологические принципы анализа, синтеза, системности, многоуровневости в познании сущности индивидуума ХХI века.По мнению профессора М.А.Бикмеева, каждая историческая эпоха выдвигает свой тип индивидуума. Изменения внутреннего мира человека, его отношения к времени, пространству, движению и самому себе существенным образом меняют общество, эволюционирует его. Переход к следующей, новой ступени общества всегда происходит в результате появления человека, существенно отличающегося от людей предыдущих периодов развития.
Вице-президент Академии наук Республики Башкортостан, доктор исторических наук, профессор А.И. Акманов в историческом контексте рассмотрел процесс эволюции человека в регионе. Он отметил, что формирование чувства патриотизма не может в полной мере осуществляться без использования регионального компонента в образовательной сфере. По его мнению, «разработка методологических подходов для формирования объективного отношения современного человека к истории должна стать основой для возрождения и развития идеологического воспитания. Данная работа должна стать частью целостного образовательного процесса и обеспечить динамичное развитие системы образования, науки».
Доктор педагогических и доктор психологических наук, профессор А.Г. Маджуга всесторонне и системно изложил свое видение психологического портрета современного человека. При этом он анализировал существующие современные научные взгляды ведущих специалистов по данной проблематике.
Видный учитель истории высшей категории, директор филиала Благоварской СОШ республики Р.Р. Гумеров в своем выступлении, используя богатый опыт работы и опираясь на мнение других учителей, обосновал социальный портрет современного школьника. Равиль Расилович убежден, что «современный учитель должен быть не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми».
Начальник кафедры института военно-технического образования УГАТУ, полковник Ю.Е. Петров в своем выступлении на семинаре в широком плане осветил тему: «Каким должен быть современный защитник Отечества и как его готовить еще до службы в рядах Вооруженных сил». Полковник Ф.Е. Петров убежден в том, что «вXXI веке Россия, как и на протяжении всей истории своего существования, вынуждена защищать свои военно-политические интересы по всему миру. В сложившейся геополитической обстановке нельзя допустить существования духовного вакуума у молодого поколения. Наша страна, как и прежде, нуждается в сохранении духовно-нравственных ценностей и формировании патриотических качеств своих граждан».
Итоги работы методологического семинара подвел ректорГАУ ДПО ИРО РБ доктор экономических наук А.В. Янгиров. Он поблагодарил участников семинара за плодотворную работу, высоко оценил содержание всех выступлений. Подчеркнул слаженную работу оргкомитета семинараво главе с проректором по научной работе С.И Насыровой, в период его подготовки.
В завершающей части семинара его участники утвердили Рекомендации для образовательных учреждений республики.
РЕКОМЕНДАЦИИ
методологического семинара, проведенного 1 декабря 2020 года в формате круглого стола Государственным автономным учреждением дополнительного образования Институтом развития образования Республики Башкортостан (ИРО РБ) и Академией наук Республики Башкортостан по теме: «Методологические основы познания сущности человека ХХIвека: концептуализация проблемы»
Закономерным является то, что каждая эпоха выдвигает на историческую авансцену свой тип личности. ХХIвек не является исключением, в настоящее время появился новый человек – «индивидуум информационного общества». Он не хуже и не лучше представителей предыдущих поколений, он просто другой. В связи с этим обстоятельством возникает необходимость в теоретико-методологическом плане понять его социальный, психологический и нравственный портрет.
Методологический семинар, проведенный впервые в республике, был посвящен коллективному выявлению и определению теоретико-методологических основ определения сущности и содержания современного человека – человека ХХI века, для выработки методических и других рекомендаций по организации и совершенствованию образовательного процесса.
Задачами семинара были определены:
— изучение и осмысление современных нормативно-правовых основ, определяющих социальный портрет современного человека;
— изучение и осмысление методологических основ процесса изменения отношения человека к времени, пространству, движению и самому себе, с древнейших времен и до настоящего времени;
— осмысление методологических основ формирования отношения современного человека к региональной, муниципальной и семейной истории, и к культуре;
— осмысление методологических основ изучения отношения современного человека к собственности, труду, учебе и защите Отечества;
— выявление методологических основ социального и психологического портрета современного человека;
— поиск теоретического ответа на вопрос «Чем отличается современный ученик, студент, рабочий, солдат от представителей предыдущих поколений?»;
— подготовка рекомендаций для широкого обсуждения поднятых на семинаре вопросов на НПК.
В работе методологического семинара приняли активное участие: Рахматуллина З.Я. – Депутат Государственной Думы Российской Федерации, Председатель совета Ассамблеи народов Республики Башкортостан, доктор психологических наук, профессор; Янгиров А.В. – ректор ИРО РБ, доктор экономических наук; Акманов А.И. – вице-президент Академии наук Республики Башкортостан, доктор исторических наук, профессор; Бикмеев М.А. – доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук Российской Федерации; Маджуга А.Г. – заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения ГАУ ДПО ИРО РБ, доктор педагогических и доктор психологических наук, профессор; Петров Ю.Е. – начальник кафедры института военно-технического образования УГАТУ, полковник; Гумеров Р.Р. –учитель истории высшей категории, директор филиала Благоварской СОШ; Насырова С.И. – проректор по научной работе ГАУ ДПО ИРО РБ, кандидат экономических наук.
Всесторонне обсудив актуальную проблему, участники круглого стола
П Р Е Д Л О Ж И Л И:
— считать актуальной и первостепенной задачей всех педагогических работников учитывать в своей образовательной деятельности особенности вышедшего на историческую арену нового человека – индивидуума информационного общества. Методологический семинар выдвигает лозунг: «Прежде чем как учить, надо понять кого учим»;
— теоретической основой познавательного процесса сущности современного человека является вся теория познания. В то же время целесообразно в данной области использовать методологические принципы анализа и синтеза. Только всесторонне анализируя стремления, мысли, действия, отношения современных учащихся, можно понять их сущность и сделать соответствующие выводы для педагогической деятельности;
— с целью активизации исследовательской работы специалистов в области изучения сущности современного человека целесообразно на расширенном заседании Президиума Академии наук Республики Башкортостан, или же в другом формате, рассмотреть предложенную актуальную научную проблему;
— для повышения социальной значимости обсуждаемой проблемы возникает необходимость обсуждения ее на расширенном заседании ученого совета ГАУ ДПО ИРО РБ для выработки конкретных мер повышения эффективности организации и проведения курсовых и других мероприятий;
— для того, чтобы придать новый импульс в работе всего коллектива ГАУ ДПО ИРО РБ на заседаниях кафедр, а также других структурных подразделений, обсудить задачи, связанные с использованием в практической деятельности выхода на историческую арену нового человека – индивидуума информационного общества.
Об авторе
Бикмеев Михаил Ахметович. Доктор исторических наук, профессор, полковник. Заслуженный работник образования, Академик Академии военных наук, член Союза журналистов Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *