Методологический семинар «Современные парадигмы в области военно-патриотического образования обучающихся в условиях реализации требований обновленного ФГОС».

18 февраля 2022 года прошел методологический семинар- круглый стол с онлайн подключением спикеров.
Организаторы семинара:
— Министерство образования и науки Республики Башкортостан;
— Институт социальной памяти Академии военных наук Российской Федерации, г. Москва;
— Региональное отделение Академии военных наук Российской Федерации;
— Институт развития образования Республики Башкортостан;
— Военный комиссариат Республики Башкортостан;
— Комитет ветеранов Республики Башкортостан;
— Институт военно-технического образования УГАТУ.
— МБОУ Школа № 49 городского округа горд Уфа Республики Башкортостан.
Цель семинара: коллективное выяснение состояния военно-патриотического образования в регионе и определение его методологических основ, путей и способов совершенствования в условиях реализации обновленных ФГОС.
Модераторы круглого стола: Бикмеев М.А., Федько Р.А.
Военно-патриотическое воспитание молодежи при проведении пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных организаций Республики Башкортостан
М. А. Бикмеев
mbikmeev54@mail.ru
Региональное отделение Академии военных наук Российской Федерации и Институт развития образования Республики Башкортостан
Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые и методологические основы проведения пятидневных учебных полевых сборов с учащимися образовательных организаций Республики Башкортостан. В ней даны методические рекомендации по организации и проведению военно-патриотической работы с молодежью во время полевых сборов.
Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое образование, оборонное сознание, мировоззрение, формирование, начальная военная подготовка, образовательная организация, учебные сборы.
Military-patriotic education of youth during five-day training camps with students of educational organizations of the Republic of Bashkortostan
M. A. Bikmeev
mbikmeev54@mail.ru
Regional Branch of the Academy of Military Sciences of the Russian Federation and the Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan
Absract. The article deals with the regulatory and methodological foundations of five-day military field training camps with students of educational organizations of the Republic of Bashkortostan. It provides methodological recommendations for the organization and conduct of military-patriotic work with young people during field training.
Keywords: patriotism, military-patriotic education, defense consciousness, worldview, formation, initial military training, educational organization, training camps.
Патриотизм, являясь сложным и важным компонентом общественного сознания, всегда был и остается социально значимой проблемой. На наш взгляд, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения как составная часть общего патриотического воспитания населения страны имеет огромное значение в условиях современной сложной и противоречивой военно-политической обстановки в мире. Поэтому формирование оборонного сознания у учащихся еще в раннем возрасте становится государственной задачей, связанной с сохранением обороноспособности нашей страны и сохранением ее суверенитета в последующем.
Эта важная работа регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 года (в редакции от 26.05.2021), где определены условия и необходимость получения начальных знаний в области обороны. Кроме того, имеется Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». На основе требований этих нормативных документов были приняты приказы: Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24.02.2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах). Перечисленные документы в совокупности определяют нормативно-правовую основу ежегодных военно-полевых сборов с учащимися образовательных учреждений как особой формы обучения и воспитания подрастающего поколения. [1] В общий пакет нормативных документов по данной проблеме следует отнести и Письмо Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.05.2019 г. № 172/3/6509 Руководителям высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом документе определены предложения по созданию круглогодичных военно-патриотических центров (лагерей) под общим названием «Авангард». Министерство обороны рекомендует проводить эти сборы во время школьных каникул. Кроме того, предлагается проводить краткосрочные курсы повышения квалификации организаторов этой работы. [2, с.1] В нашей республике эти проблемы пока не решены.
По линии Министерства образования и науки Республики Башкортостан были сделаны некоторые шаги в этом направлении. 24 августа 2020 года проводилось рабочее совещание по вопросу создания учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи Республики Башкортостан «Авангард». В решении этого рабочего совещания был включен пункт за № 4, где Институту развития образования Республики Башкортостан было поручено разработать методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию молодежи, осуществлять методическое сопровождение проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных организаций Республики Башкортостан. [3, с. 2] Институт развития образования данное поручение выполнил. Пособие давно готово, ждем принятия решения по тиражированию, но, к сожалению, про это все забыли. «Авангарда» нет, пособие висит в воздухе. Сборы с учащимися проводят кто как может. Этой проблеме недостаточно уделяется внимания со стороны Министерства образования и науки Республики Башкортостан и Военного комиссариата региона.
Методологической основой организации и осуществления военно-патриотического образования учащихся является учение о диалектике, которое раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Сложный процесс военно-патриотического образования опирается на такие принципы, как:
— многофакторность;
— непрерывность;
— многоуровневость;
— системность;
— активность;
— целенаправленность и др.
К учебным сборам привлекаются юноши 10-х классов общеобразовательных учреждений и студенты профессиональных образовательных учреждений, проходящие обучение по основам военной службы. Организаторами сборов являются руководители образовательных организаций, преподаватели ОБЖ и местные военные комиссариаты.
Во время полевых сборов учащиеся должны получить начальную подготовку по строевой, огневой, тактической, физической, медицинской подготовке и радиационной, химической и биологической защите. Для организаторов сборов одной из главных задач является проведение комплекса мероприятий по военно-патриотической работе.
Актуальность проведения целенаправленной и постоянной военно-патриотической работы с молодежью в современных условиях вызвана:
— необходимостью качественной подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил страны;
— востребованностью общества в целенаправленном, специальном и системном воспитании молодежи, оказании помощи в их самоидентификации и готовности противостоять современным вызовам;
— педагогической необходимостью и целесообразностью в области формирования готовности и умения защищать свои интересы и достоинство, интересы семьи, родной земли и страны в целом. Эти и другие обстоятельства определяют актуальность усиления военно-патриотической работы среди молодежи в современных условиях.
Целью проводимых мероприятий является: создание условий для формирования у молодежи лидерских качеств, устойчивой гражданской позиции, чувства верности Отечеству и личной ответственности за судьбу страны.
Задачами военно-патриотической работы в период сборов являются:
— проведение мероприятий военно-патриотического направления во время воспитательной работы по распорядку дня сборов (18.00-19.00);
— ознакомление участников сборов с нормативно-правовой базой подготовки граждан к военной службе и защите Отечества;
— организация встреч с участниками боевых действий и ветеранами Вооруженных Сил под общей темой «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина»;
— просмотр кино-видеофильмов, проведение кинолекториев, связанных с такими понятиями как: честь, долг, достоинство, дружба, войсковое товарищество и др.;
— проведение бесед, диспутов, вечеров вопросов и ответов, конкурсов на лучшее исполнение строевой песни и других мероприятий, связанных с гражданским и военно-патриотическим воспитанием молодежи.
Осуществление комплекса мероприятий военно-патриотического характера с юношами во время специальных полевых сборов целесообразно и логично делить на три этапа. Первый этап, как правило, является подготовительным, второй этап, он же основной, проводится в ходе самих пятидневных сборов, и третий, заключительный, должен проводиться как подведение итогов после завершения сборов.
В ходе первого, подготовительного, этапа рекомендуется проводить следующие мероприятия:
— изучение с участниками сборов основных положений Конституции Российской Федерации, связанных с укреплением обороноспособности государства, правового регулирования в области воинской обязанности и военной службы, изложенного в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и в других документах;
— организация и проведение встреч с участниками сборов и их родителями по вопросам подготовки к сборам, личной экипировки, соблюдения личной гигиены и здорового образа жизни, мерам безопасности, ответственности в ходе освоения учебной программы сборов;
— для снятия социальной и психологической напряженности участников сборов будет полезной организация встречи с выпускниками образовательного учреждения, прошедшими военную службу в рядах Вооруженных Сил или же с теми, кто прошел подобные сборы раньше;
— будет полезно проведение инструктивного занятия по вопросам ответственности за сохранность личных вещей и документов, необходимости бережного отношения к государственному и военному имуществу во время прохождения сборов;
— необходимо провести беседу с участниками сборов по общей теме «Тяжело в учении, легко в бою», где подчеркнуть важность соблюдения дисциплины в ходе занятий, внимательного отношения к требованиям командиров, начальников и преподавателей;
— целесообразно обсудить с обучающимися вопросы, связанные с социализацией в ходе сборов, а именно подчеркнуть важность умения знакомиться с другими участниками сборов, оказания помощи своим товарищам, поддержки тех, кому трудно, и др.
Перечисленные нами методические рекомендации осуществляются преподавателем-организатором ОБЖ, заместителем директора образовательного учреждения по воспитательной работе и самим директором образовательного учреждения.
Методические рекомендации по проведению мероприятий военно-патриотического характера в ходе самих сборов должны носить конкретный характер, время для их проведения определяется в распорядке дня лагерного сбора. Конкретно выделяется один час ежедневно, т.е. всего пять часов. В связи с этим необходимо запланировать их еще до самих сборов.
В день прибытия на сборы необходимо ознакомить их участников с территорией и распорядком дня лагеря.
В первый день сборов, в 18.00 – 19.00 по распорядку дня, во время для проведения воспитательных мероприятий, рекомендуется проведение тематического вечера по теме: «Что должен знать о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов современный человек». Здесь руководителю военно-патриотического воспитания необходимо коротко рассказать о войне в целом, дать некоторые определения, особенно те, которых нет в учебниках по Истории России. Это важно, так как тема Великой Отечественной войны изучается как раз в 10 классе. В данном случае речь идет о минимуме знаний по данной теме. Эта тема имеет огромное значение для формирования у участников сборов чувства патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению и историко-культурному наследию. Тематический вечер можно организовать в виде живой развернутой беседы. Материал для проведения данного мероприятия изложен в учебном пособии «Военно-патриотическое воспитание молодежи при проведении пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений Республики Башкортостан». [4, с. 8-12]
В конце второго дня сборов, во время воспитательной работы будет полезно организовать просмотр документального фильма «О существенном вкладе Башкортостана в общую Победу во Второй мировой войне 1939-1945 годов». Фильм создан на БСТ. Электронный адрес данного фильма. [5] После просмотра фильма, который идет в течение двадцати минут, руководители могут организовать обсуждение о роли и месте Башкортостана в годы войны. Это мероприятие будет способствовать усилению регионального компонента в образовательном процессе и может вызвать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому республики.
После завершения учебного процесса третьего дня целесообразно подготовить и провести беседу на тему «Патриотизм как мировоззренческий ориентир». Это мероприятие важно проводить с обучающимися совместно с преподавателями-организаторами ОБЖ и с организаторами военно-патриотической работы в виде дискуссии или обмена мнениями людьми разных поколений. Для организаторов мероприятия предложен материал в учебном пособии «Военно-патриотическое воспитание молодежи при проведении пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений Республики Башкортостан». [4, с.12-18]
Во время воспитательного часа после четвертого учебного дня было бы интересно организовать встречу с участником боевых действий или же ветераном военной службы. Встреча должна быть хорошо продумана. Ее можно посвятить рассмотрению таких понятий как дружба, войсковое товарищество, взаимопомощь во время прохождения военной службы, их роль и значение в боевой обстановке. В ходе данной встречи обучающиеся должны получить ответ на вопрос: «Каким должен быть современный защитник Отечества?».
Воспитательный час пятого учебного дня можно посвятить проведению различных конкурсов между обучающимися и подразделениями. Особенно интересно может пройти конкурс на исполнение подразделениями строевой песни. Строевые песни имеют патриотическую направленность, и они всегда поднимают боевой дух и настроение у личного состава.
Заключительная часть военно-патриотической работы с участниками сборов также имеет большое значение. Эту работу следует проводить в образовательном учреждении после возвращения из лагерного сбора. При наличии возможности, на подведение итогов можно приглашать родителей участников сбора. На этом мероприятии необходимо показывать результаты сборов, а именно итоговые оценки по предметам обучения. Отметить лучших, дать рекомендации остальным на дальнейшее совершенствование навыков при изучении ОБЖ и Физической культуры. Большой интерес к итогам сборов у всех учащихся образовательного учреждения может вызвать выпуск специального фото отчета или же стенгазеты.
По мнению руководителя ГМО преподавателей-организаторов ОБЖ городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Г.Г. Титовой, в ГМО накоплен большой опыт проведения сборов. Здесь, ежегодно в период с 12 по 17 мая, юноши 10-х классов в рамках изучения предмета ОБЖ проходят учебные сборы по 35-часовой программе на базе МБОУ СОШ № 20. В сборах ежегодно принимают участие до 170 юношей города.
Открытие учебных сборов проходит в торжественной обстановке, где традиционно присутствуют: начальник отдела образования администрации городского округа город Октябрьский РБ, помощник главы Администрации по мобилизационной подготовке, начальник отделения ППГ и ВС, представители совета ветеранов войны и труда, Вооруженных сил.
Начальником учебных сборов является директор МБОУ СОШ № 17 Л.С. Муратов. По приказу отдела формируются две учебные роты по три взвода. В течение недели (с 9 часов утра до 16.30) юноши познают азы военной службы: знакомятся с уставами, изучают теоретические вопросы по тактической подготовке. Утро начинается с общего построения на плацу, на котором подразделения проходят инструктаж, получают вводную информацию, приступают к зарядке, а затем отправляются на занятия. Во время сборов соблюдается строгая дисциплина. Много времени на сборах уделяется физическим занятиям. На практических занятиях ребята закрепляют не только теоретические знания, но и получают навыки, касающиеся военной службы.
Организовывается работа 9-ти учебных мест:
1. «Размещение и быт военнослужащих»
2. «Организация внутренней службы»
3. «Организация караульной службы»
4. «Строевая подготовка»
5. «Огневая подготовка» (проходит в городском тире РОСТО ДОСААФ)
6. «Тактическая подготовка»
7. «Физическая подготовка»
8. «Военно-медицинская подготовка»
9. «РХБзащита»
В уютной столовой ребят кормят обедом. Сбалансированное питание позволяет молодым растущим организмам справиться с предлагаемыми на сборах нагрузками.
Сборы проходят на хорошем методическом уровне. Учебная программа выполняется в полном объеме. Командиры взводов умело руководят учащимися курсантами. Особое внимание уделяется огневой подготовке, стрельбам и мерам безопасности при проведении учебных стрельб, а также строевой подготовке как элементу, сплачивающему коллектив.
Опыт проведения ежегодных сборов, накопленный в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан, заслуживает внимание. Он может быть использован в других районах и городах республики.

Список использованных источников и литературы:
1. Закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 года (в редакции от 26.05.2021); Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 31.12.1999 г. № 1441; Приказы Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24.02.2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах).
2. Письмо Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.05. 2019 г. № 172/3/6509 Руководителям высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О создании военно-патриотических центров (лагерей) Авангард».
3. Протокол рабочего совещания по вопросу создания учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи Республики Башкортостан «Авангард» оп 24.08.2020 г. Министерства образования и науки Республики Башкортостан.
4. Бикмеев М.А. «Военно-патриотическое воспитание молодежи при проведении пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений Республики Башкортостан»: учебно-методическое пособие — Уфа. Издательство ИРО РБ, 2021. — 19 с.
5. Короткометражный документальный фильм БСТ. Бикмеев М.А. Вклад Башкортостана в Победу во Второй мировой войне. //Яндекс Видео. 06:51· HD · youtube.com
ОБ АВТОРЕ
Бикмеев Михаил Ахметович. Доктор исторических наук, профессор, полковник. Заслуженный работник образования. Академик Академии военных наук, член Союза журналистов Российской Федерации.
ABOUT THE AUTHOR
Bikmeev Mikhail Akhmetovich. Doctor of history, professor, colonel. Honored worker of education, Academician of Academy of military sciences, member of the Union of journalists of the Russian Federation.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *